Официальный магазин издательства
Корзина
В вашей корзине пока нет товаров

Блог

Как научить ребенка делать уроки самостоятельно

shutterstock_1472056928_s.jpg

Сколько бы ни были чудесными школьные годы, есть вещь, которую в равной степени тихо ненавидит большинство детей, да, пожалуй, и родителей.

Это домашка.

По закону время, затрачиваемое школьником на подготовку домашнего задания, не должно превышать:

— во 2–3-м классах — 1,5 часа;

— в 4–5-м классах — 2 часов;

— в 6–8-м классах — 2,5 часа;

— в 9–11-м классах — 3,5 часа.

А в 1-м классе как бы вообще нет обязательных домашних заданий, только рекомендательные.

shutterstock_1162190788_s.jpg

По факту же рекомендательные задания для учеников первого класса каким-то волшебным образом становятся такой же обязаловкой, как во всех последующих. И часто первоклашки изнывают над домашними заданиями часами (не говоря уж про учеников средних и старших классов) — а с ними и родители.

Домашнее задание — зона ответственности ребёнка, а не родителей, твердят педагоги. Но дети отлынивают от уроков или не справляются, а родители в погоне за хорошими оценками, бывает, не то что помогают делать уроки, а попросту делают все за ребёнка, и домашка становится родом каторги, к которой чуть не всю семью приговорили на 11 лет.

Как же решить проблему и научить ребёнка делать уроки самостоятельно?

Шаг за шагом

Надо признать, что идея с рекомендательными домашними заданиями в первом классе не так уж плоха, просто, как нередко случается, хромает воплощение в жизнь.

Суть в том, чтобы школьник выработал навыки целеполагания, самоорганизации и самомотивации (что, в принципе, пригодится не только в школе, а и в жизни вообще) в самом начале, когда он осваивается с собственно новой реальностью, со школой, в комфортном режиме, без стресса и страха заработать плохую отметку. На деле, конечно, грустные смайлики и замечания учителя ничем не лучше тех же двоек, и влетает ребёнку за них не меньше.

Но, предположим, вы благоразумный родитель, которому на смайлики эти, извините, наплевать, и понимаете задачу правильно: научить свое чадо учиться самостоятельно, а не только под контролем учителей и родителей.

«Научить» тут — ключевое слово. Вы не можете просто сказать ребёнку — всё, домашка на твоей совести, садись и делай, — даже если вам кажется, что это элементарно. Он не умеет и не будет, пока вы не объясните и не научите, точно так же, как вы учили его завязывать шнурки или чистить зубы (а тоже ведь не бином Ньютона, мог бы и сам додуматься — или нет?).

 

shutterstock_1673060236_s.jpg

Для начала имеет смысл разложить процесс на простые составляющие.

Шаг первый.

Выберите время для домашней работы и по возможности неизменно его придерживайтесь. Таким  образом, у  ребёнка войдёт в привычку делать уроки, как, например, засыпать в девять вечера — или да, чистить зубы, что избавит в будущем от многих проблем. Согласитесь, дети нечасто отлынивают от чистки зубов, или откладывают на завтра, или ноют и просят помочь. Привык человек и делает.

Детские психологи рекомендуют не усаживать ребёнка за уроки сразу после школы, а дать ему полтора-два часа передохнуть. Переодеться, пообедать, погулять или поиграть в компьютерную игру, чего уж там. Но в этом случае не стоит слепо следовать рекомендациям.

Есть дети, которым трудно заново сосредоточиться после отдыха. Даже если учёба идет тяжело, таким проще сесть за уроки сразу после школы. Понаблюдайте за своим ребёнком, поговорите с ним и решайте вопрос времени исходя из его потребностей. 

Шаг второй. Устраивайте перерывы, переменки, как в школе. «Не встанешь из-за стола, пока всё не сделаешь» — плохая политика. Детям до пятого класса трудно сохранить концентрацию больше чем на полчаса, поэтому делать домашнее задание лучше по небезызвестному методу «помидора»: 25 минут корпит над уроками, 10–15 минут отдыхает. Для младшеклассника оптимальный объём работы — четыре «помидора». Если ребёнок не успевает, надо разобраться, в чём дело, и помочь решить проблему.

Шаг третий. Научите планировать. Иногда школьники (и не только первоклашки) впадают чуть ли не в панику от объёма заданного. Планирование поможет осознать, что не так страшен чёрт, и понять, какие уроки и когда нужно сделать. Если же чёрт все-таки страшен (а бывают учителя, которые действительно задают слишком много, не столько объясняя на уроке, сколько спихивая на самостоятельную работу дома) — что ж, это тоже полезный опыт: как выбирать и расставлять приоритеты — что важно выучить, что отложить на потом, а с чем разобраться прямо на уроке.

Вообще, ребёнку стоит постепенно объяснить, что теперь он сам хозяин собственному времени и должен научиться распоряжаться им и нести ответственность за свои действия. Например, чем быстрее он сделает уроки, тем больше времени останется на другие занятия. В таком случае и установка «кто не сделал домашку, тот не смотрит мультфильмы» будет расценена не как наказание или родительский произвол, а как ошибка планирования, которую можно исправить, что прибавит и оптимизма, и уверенности в себе.

Шаг четвертый. Не объясняйте ребёнку суть домашнего задания — пусть он вам объясняет. Иногда от излишней заботы, а иногда просто для того, чтобы быстрее отбояриться от домашки, родители до мелочей объясняют, что и как ребёнок должен сделать. От этого больше вреда, чем пользы. Сообразительные дети часто пользуются подобной «помощью», просто записывая ответы под диктовку, и даже не стараются думать сами. Не отказывайте школьнику в помощи, но и не делайте всё за него. Расспросите, как он сам понял задачу. Если действительно не понял, почитайте вместе учебник, направьте к решению, научите искать ответы самостоятельно, пользоваться справочниками, энциклопедиями и поисковиками в Интернете. Усвоенная таким образом информация и запоминается гораздо лучше.

Шаг пятый. Черновик — лучший друг младшеклассника. В школе часто требуют, чтобы домашняя работа была чистой, без помарок и перечёркиваний. Конечно, аккуратность — прекрасное качество. Но из-за этого требования многие дети начинают бояться ошибок как таковых (а какая учёба без ошибок?) и впадают в оцепенение перед чистым листом, как кролик перед удавом. Тут-то на выручку и придёт черновик. Чтобы приободрить ребёнка, объясните, что аккуратность — своего рода вежливость по отношению к учителю, но ошибаться не страшно, главное — найти правильный ответ, и в черновике он может перечеркивать всё хоть до дыр. Ошибки разбирайте вместе, а после пусть переписывает решённые примеры или письменные ответы по чтению в чистовик. Постарайтесь не откладывать это до позднего вечера, сонный и усталый первоклашка тогда всё равно насажает ошибок, но, если даже и так, покажите, что некоторые ошибки можно аккуратно исправить, не заставляйте по сто раз переписывать набело.

shutterstock_1783989356_s.jpg


Шаг шестой. Ругать нельзя хвалить! Детские психологи не устают повторять, что оценки не важны, важны знания, но всерьёз это никто не воспринимает — ни ученики, ни учителя, ни родители. Конечно, оценки важны, иначе бы их не ставили. Просто не надо делать из оценок фетиш. Не ругайте ребёнка за оценки, хвалите за усердие и знания. Если школьник честно старается — уже молодец. Похвалите обязательно, так ребёнок поймёт, что его усилия не напрасны, и вообще, заслуженная похвала — лучшая мотивация к дальнейшим успехам. Твёрдая тройка лучше «маминой» пятерки, потому что в перспективе ведет к четвёрке и, возможно, к той же пятерке, а выбитые или заработанные родителями оценки — путь тупиковый.

shutterstock_1333482002_s.jpg

Шаг седьмой. Не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ни в плюс, ни в минус. Неуверенность в себе никого до добра не доводила, да и раздутое самолюбие тоже. В конце концов, что вам Гекуба, даже если она делала уроки самостоятельно? Наверняка у неё были другие проблемы. Соревновательный дух нынче использовать не модно, но можно. Пусть ваш мученик науки соревнуется сам с собой. Сегодня лучше, чем вчера, — отличный стимул. Если первоклашка, например, рыдает над прописями, покажите ему, что вот вчера (неделю назад) было как у курицы лапой, а сегодня уже можно отличить «ш» от «м», а завтра-то наверняка будет ещё лучше! Хвалите даже за маленькие достижения, это вдохновляет.

И ещё один важный момент: детей, которые хорошо учатся, хорошо себя ведут, делают домашние задания самостоятельно, часто наказывают одиночеством. Если ребёнок не доставляет проблем, значит, с ним всё в порядке, а у взрослых и так полно хлопот (и это правда). Родителям-одиночкам и того хуже, зачастую времени не хватает катастрофически ни на что вообще. Но, пожалуйста, подарите своему ангелёнку хотя бы один «помидор» в день. Полчаса, двадцать пять минут. Поговорите о том, как дела в школе. Нет, не спрашивайте об оценках — или, по крайней мере, не только об оценках. Скажите, как высоко цените его хорошее поведение и учёбу, как он вам этим помогает. Оставьте утром смешную записку на холодильнике, постарайтесь позвонить лишний раз или написать сообщение. Если не беспокоитесь о ребёнке, побеспокойтесь о том, что всякому терпению есть предел и, как сказано в одной древней книге, даже ангел может взбунтоваться, возможно, только для того, чтобы хоть как-то привлечь к себе внимание.

Новое в блоге

Как рассказать детям о науке

Когда и как рассказывать детям о науке? Да и надо ли это делать?
Ведь есть школа, в конце концов, где преподают физику и биологию, химию и алгебру - дисциплины довольно сложные (а для многих так и довольно скучные), о которых родители, в большинстве своем, счастливо позабыли, едва отгремел последний звонок.

Подробнее
Мы используем файлы Cookie

Чтобы улучшить работу сайта и предоставить вам больше возможностей для его использования. Продолжая использовать сайт вы соглашаетесь с условиями использования файлов Cookie.

Согласен