Официальный магазин издательства
Корзина
В вашей корзине пока нет товаров

Блог

Как приучить ребенка к горшку

shutterstock_547981057_s.jpg

Приучить ребенка к горшку легко, просто и быстро? 

И не мечтайте.

Вернее, так - приучить ребенка к горшку дело совсем несложное, однако процесс чаще всего требует времени, как минимум, от месяца до трех.

Бывают случаи, когда хочется его ускорить, не каприза ради, а по необходимости (например, обстоятельства изменились, нужно срочно пристраивать кроху в сад, а туда берут только при условии, что дитя уже владеет первыми навыками самообслуживания и гигиены), существуют и методики по приучению к горшку за неделю/ три дня, однако и они не гарантируют абсолютного успеха. Другими словами, можно попробовать – но нельзя рассчитывать.

Поэтому просто смиритесь с тем, что «быстро» из списка придется вычеркнуть – и дело сразу пойдет на лад.

      С какого возраста начинать?

Специалисты в вопросах воспитания (педагоги, психологи и педиатры), которые рады, обычно, поспорить по любому поводу, в этом вопросе на диво единодушны, и рекомендуют приучать малыша к горшку с 18 месяцев.

Зоны мозга, отвечающие за контроль мочеиспускания и дефекации, формируются примерно к году-полутора, и до указанного возраста малыш попросту не осознает позывов такого рода. Как говорится, все происходит «само собой». Разумеется, играет роль и физиология (развитие таких органов как брюшинная мускулатура, анальный и уретральный сфинктеры мочевыводящий канал, мочевой пузырь, прямая кишка), а так же индивидуальные особенности ребенка, но, в общем, обучение малыша важнейшему гигиеническому навыку целесообразно начинать от года до двух.

Однако единодушные выводы теоретиков от воспитания нередко агрессивно оспариваются практиками. Многие бабушки (и, возможно, ваша собственная мама) или особо бойкие дамы на мамских форумах, расскажут, что прекрасно приучали деточку к горшку чуть ли не с пяти месяцев. Как? Да очень просто! Как только ребенок проснется, а так же до кормления и после держали над горшком (сидеть, понятно, в таком возрасте он еще не может), приговаривая заветное пи-пи или а-а - и к году уже никаких мокрых пеленок!

Все это, надо сказать, не легенда интернета и не бабушкины сказки. Но брать на вооружение столь действенный с первого взгляда метод все-таки не стоит. Секрет успеха в этом случае прост: у ребенка вырабатывается условный рефлекс писать по команде пи-пи – как, например, у щенка, лаять по команде «голос». Но к полутора-двум годам стойкий, казалось бы, навык часто регрессирует, дает сбой. Малыш начинает снова пачкать штанишки, капризничает, отказывается пользоваться горшком. Почему?

Да потому, что к этому возрасту (как и было сказано выше) он начинает ощущать и осознавать свое тело. Любой человек – что маленький, что взрослый – идет в туалет, когда чувствует наполненность мочевого пузыря или прямой кишки. Грубо говоря, когда ему приспичило. Выдрессированный же писать по команде ребенок делает это, когда приспичило родителям – даже если сам не очень-то хочет. Разумеется, на этапе осознания собственных потребностей малыш будет сопротивляться такому произволу и бунтовать, а обучение придется начинать практически заново.

Поэтому торопиться не надо. Если речь идет не о гонках на горшках с другими мамочками (ну, иногда ведь хочется похвастаться успехами любимого чада, это естественно), а о формировании осознанного и прочного навыка, то раннее высаживание совершенно непрактичная затея, и приведет только к лишней потере сил, времени и нервов.

Как понять, что ребенок готов самостоятельно ходить на горшок?

Индивидуальные особенности развития очень важны. Бывают шустрые детки, которые и в 9 месяцев уже проявляют интерес к горшку, другим нужно больше времени. Понаблюдайте за ребенком, если видите хотя бы половину из перечисленных ниже признаков, то можно начинать осваивать горшок.


shutterstock_1536440924_s.jpg Малыш уверенно ходит и сидит, у него все в порядке с координацией движений, без проблем может просидеть на горшке минут пять и не упасть.

1.      Малыш уверенно ходит и сидит, у него все в порядке с координацией движений, без проблем может просидеть на горшке минут пять и не упасть.

2.      Научился самостоятельно снимать и натягивать трусики (штаны, подгузник)

3.      Понимает и выполняет простые просьбы родителей.

4.      Активно проявляет недовольство, если подгузник или одежда промокли, испачкались, старается избавиться от них.

5.      Регулярно и предсказуемо справляет нужду, писает один раз в 2-3 часа.

6.      Знает слова пи-пи и а-а, понимает их смысл.

7.      Пытается дать понять родителям, что хочет писать или какать (не обязательно словами – жестикуляцией, беспокойным поведением).

8.      Часто просыпается сухим после дневного сна.

9.      Народная примета: самостоятельно может спуститься по лестнице (это связывают с развитием мозговых центров, контролирующих как координацию движений, так и процессы дефекации и мочеиспускания).

Как понять, что родители готовы приучать ребенка к горшку?

Шутки – шутками, но, чтобы не доводить ни себя, ни ребенка до истерик в процессе, родителям необходимо постичь некий горшечный дзэн. Тут важно соблюсти два, казалось бы, несовместимых условия. С одной стороны, активно и настойчиво обучать малыша, с другой – относится к неудачам философски. Не получилось сегодня – получится завтра.


shutterstock_1646446249_s.jpg Современные психологи постоянно твердят, что нельзя ругать детей за промахи, но мало кто из родителей воспринимает подобные советы всерьез. Если ребенок не слушается – его наказывают, как же иначе? Современные психологи постоянно твердят, что нельзя ругать детей за промахи, но мало кто из родителей воспринимает подобные советы всерьез. Если ребенок не слушается – его наказывают, как же иначе?

Однако именно в этом случае нельзя ругать малыша, насильно усаживать на горшок, насильно удерживать на нем. Ребенок будет бояться горшка до слез – и только, и, ко всему прочему, может сделать обескураживающий для взрослых вывод: если его ругают за то, что он пописал/покакал, что ж, он постарается не писать и не какать. Психологические запоры с температурой – вещь нередкая и крайне неприятная.

Даже если малыш легко и быстро привыкнет к горшку, вряд ли он сразу станет регулярно соблюдать гигиену и делать все правильно. Осечки, регресс, необъяснимые, казалось бы, страхи перед горшком неизбежны. А ведь грядет еще и кризис трех лет, который похлеще кризиса среднего возраста и подросткового вместе взятых. Ребенок осознает себя личностью и начинает перестраивать отношения с окружающими. В этот период бунтующий карапуз, возможно, и на горшок откажется ходить наотрез.

Таким образом, родительские нервы ждет долгая проверка на прочность, и, вступая на этот путь, не лишним будет укрепиться духом.

Достижение горшечного дзэна характеризуют три состояния: полная безмятежность, готовность сносить удары судьбы безгневно, но, в то же время, не опускать руки и неуклонно стремиться к поставленной цели.

1.      Не спешите. Чем раньше высаживаете малыша на горшок, тем больше времени, сил и нервов в результате потратите.

2.      Не сердитесь. Приучать ребенка к горшку – все равно, что дрессировать цыпленка. Силовые и агрессивные методы не работают. Нельзя кричать, ругаться, заставлять, а, тем более, бить - не потому, что это плохо (а это, кстати, очень плохо), а потому, что неэффективно. Ничего не выйдет. Только терпение, обнимашки, игры – и время

3.      Не сдавайтесь. Отпустить ситуацию и оставить ребенка разгуливать в подгузниках до школы – тоже плохая идея. Осознавая, что процесс может затянуться, и идти с переменным успехом, тем не менее, надо последовательно, усердно и терпеливо прививать малышу навыки гигиены, и, с вашей помощью, он благополучно всему научится.

shutterstock_1519889918_s.jpg

  Какой выбрать горшок?

Горшок должен быть прочным, устойчивым и подходить по размеру. Редкий ребенок станет сидеть смирно, а ерзая и подпрыгивая, недолго и свалиться, а то и сломать хрупкую ночную вазу. Если малыш испугается, то заново приучать его к горшку будет гораздо сложнее.

Для девочек – с круглым отверстием, для мальчиков – с овальным.  

Горшки из прочного пластика самые удобные и практичные. Керамические дороги, их легко разбить. К железным нет претензий, но они быстрее охлаждаются, и детка, пару раз усевшись теплой попой на холодный горшок, может невзлюбить его.

Сейчас продается масса горшков-игрушек, музыкальных, светящихся, всевозможных форм, цветов и размеров. Конечно, никто не запрещает купить ребенку отхожее место в виде пожарной машины с мигалками и музыкой, но игрушки легко надоедают, да и лучше будет постепенно приучать малыша к мысли, что горшок не игрушка, а необходимый предмет обихода, гигиены. Это избавит от смешных, но весьма неприятных казусов с надеванием полного горшка на голову, например. В общем, представьте, что вы сами каждый раз ходите в туалет с фанфарами и грохотом, и подумайте еще раз.

shutterstock_1368821015_s.jpg

Как правильно приучить ребенка к горшку?
Все готовы? Горшок купили?
Приступаем!
Перво-наперво, где поставить? Тут мнения специалистов расходятся. Кто-то рекомендует сразу поставить в туалете, чтобы малыш не играл с горшком, а использовал только по назначению. Другие советуют держать в детской, рядом с игровой зоной. Пожалуй, на первых порах так поступить разумнее. Горшок будет под рукой при необходимости, а без игр с ним все равно не обойдется.
1. Чтобы объяснить ребенку, что к чему, обычно игру и используют – вместе высаживают на горшок пупсов и зверушек, рассказывая, как и зачем ходят в туалет, почему надо соблюдать чистоту и не пачкать штанишки. Хороший, проверенный временем трюк – набирать воду в резиновые игрушки, чтобы они почти взаправду писали, вдохновляя, так сказать, малыша своим примером.
2. Кроме того, детям бывает скучно просидеть на горшке и пять минут. Тут как раз помогут тематические книжки. Выбор богатейший, есть и обычные книжки с дидактическими сказками о том, как и почему мышонок/зайчонок научился ходить в туалет, есть книжки-игрушки с клапанами, яркими картинками. Усадив малыша на горшок, почитайте вместе такую книжку. Обычно дети с удовольствием начинают подражать полюбившимся героям (да и на горшке сидят спокойнее).
3. Лучше начинать обучение в теплое время года, когда на ребенке минимум одежды. Если лета слишком долго ждать, подберите самую простую одежду, без пуговиц, поясов и завязок. Штанишки и трусики на резинке – оптимальный вариант.
4. Ребенок понимает, зачем нужен горшок и спокойно к нему подходит? Начинайте закреплять навык. Высаживайте малыша сразу после пробуждения, до и после еды, до и после дневного сна, до и после прогулки, перед ночным сном. Не удерживайте на горшке больше 5 минут, предложите проситься самому, чтобы он учился осознавать и контролировать тело.
5. Откажитесь от подгузника в дневное время. При появлении характерных признаков (покраснение лица, натуживание, беспокойство, стремление уединиться) предлагайте ребенку сходить на горшок. Не ругайте, если он все же намочил штанишки или сделал лужу. Просто попробуйте еще раз.
6. Ругать нельзя, но хвалить необходимо. Похвала должна быть направленной – какой ты молодец, что пописал в горшок! Обнять, поцеловать, погладить по голове тоже будет не лишним, а вот взятки категорически запрещены. Нельзя поощрять ребенка игрушками и вкусняшками, есть опасность, что тогда он с горшка вообще слезать не будет, лишь бы получить подачку.
7. Когда малыш начнет самостоятельно садиться или проситься на горшок, без привязки к режиму сна/приема пищи, и регулярно просыпаться сухим после дневного сна, можно попробовать убрать подгузник и на ночь, подстилая клеенку под простыню и поднимая его пописать через 3-4 часа после засыпания и под утро, часов около 5.
8. По достижении 4 -5 лет детишек начинают учить пользоваться унитазом (купив специальные накладки и ступеньку). Для детей это новый опыт, некоторые рады быть «как взрослые», другие воспринимают новшество в штыки. Так же, как и с горшком, паниковать и сердиться не стоит. Чуть раньше или чуть позже, но здоровый ребенок освоит унитаз - так же, как и горшок.
 Будьте терпеливы, и все получится!

Новое в блоге

Как воспитать ребенка умным?

Развитый интеллект и хорошее образование всегда были социальным приоритетом. И хотя вроде бы всем понятно, что «начитанный», «образованный» и «умный» – не синонимы, в то же время стоит признать, что человек умный (то есть способный критически мыслить, анализировать события, делать верные выводы) имеет больше шансов и получить  образование, и грамотно воспользоваться преимуществами, которые оно даёт, чтобы достичь успеха в жизни.  

Подробнее

Цель головоломки для детей

Сколько бы ни увеличивался поток информации, с которым вынужден справляться современный человек, сколько бы ни возрастала нагрузка на школьников и требования к подготовке дошкольников, игра остаётся самым эффективным способом обучения детей дошкольного возраста.

Подробнее
Мы используем файлы Cookie

Чтобы улучшить работу сайта и предоставить вам больше возможностей для его использования. Продолжая использовать сайт вы соглашаетесь с условиями использования файлов Cookie.

Согласен