Исходя из этого простого рассуждения предусмотрительные родители тратят немало сил и средств, чтобы воспитать ребёнка умным.
В ход идут интеллектуальные игрушки для дошкольников, логические игры, дополнительные занятия, новые методики чуть ли не внутриутробного развития интеллекта, что, в общем, и правильно – почему бы не использовать все возможности, которые предоставляет современный мир? Однако временами эта вполне разумная задача перерастает чуть ли не в гонку вооружений, и родители, увлекаясь модными приёмами, почти забывают о простых, базовых способах развития ума и сообразительности у ребёнка, пусть не столь эффектных, но, безусловно, эффективных и даже необходимых.
Нередко родители считают компьютерные игры чистым злом, пустой тратой времени, приводящей к тому же к проблемам с учёбой, зрением, осанкой – да всего, пожалуй, и не перечесть, однако это не более чем предрассудок. Во-первых, существует масса полезных обучающих компьютерных игр – и для дошкольников, и для подростков. Во-вторых, обычные бродилки и стрелялки мало того что развивают скорость реакции, способность к концентрации внимания, интерес к истории, технике, графике, иностранным языкам (рядовой случай, когда школьник подтягивает английский, лишь бы скорее заполучить какую-нибудь модную новую игру и лучше в ней разобраться), они прокачивают и социальные навыки – ребёнок учится общаться: и бороться за победу, и договариваться, действовать сообща с другими игроками. Поскольку современные дети всё реже болтаются по улицам без присмотра, такого рода социальный опыт бесценен. В игре ребенок действует самостоятельно, победы и поражения на его совести, это даёт необходимое чувство независимости и собственной значимости. По большей части вред от компьютерных игр сводится лишь к тому, что ребёнок может проводить слишком много времени у экрана, забывая обо всем на свете – и о других играх, и об учёбе. Но в общем редкий родитель разрешит своему чаду слопать как килограмм вредных конфет, так и килограмм полезной моркови. Чувство меры и здоровый родительский контроль никто не отменял, поэтому нет нужды в тотальном запрете, имеет смысл разумно контролировать время и возрастной ценз (не лучшая идея, согласитесь, позволить ребёнку по часу в день устра
ивать кровавую баню, пусть и воображаемую). Зато совсем не вредно иногда порубиться вместе, ведь, как гласит народная мудрость, если безобразие нельзя остановить – его нужно возглавить.
Нередко родители считают компьютерные игры чистым злом, пустой тратой времени, приводящей к тому же к проблемам с учёбой, зрением, осанкой – да всего, пожалуй, и не перечесть, однако это не более чем предрассудок. Во-первых, существует масса полезных обучающих компьютерных игр – и для дошко

льников, и для подростков. Во-вторых, обычные бродилки и стрелялки мало того что развивают скорость реакции, способность к концентрации внимания, интерес к истории, технике, графике, иностранным языкам (рядовой случай, когда школьник подтягивает английский, лишь бы скорее заполучить какую-нибудь модную новую игру и лучше в ней разобраться), они прокачивают и социальные навыки – ребёнок учится общаться: и бороться за победу, и договариваться, действовать сообща с другими игроками. Поскольку современные дети всё реже болтаются по улицам без присмотра, такого рода социальный опыт бесценен. В игре ребенок действует самостоятельно, победы и поражения на его совести, это даёт необходимое чувство независимости и собственной значимости. По большей части вред от компьютерных игр сводится лишь к тому, что ребёнок может проводить слишком много времени у экрана, забывая обо всем на свете – и о других играх, и об учёбе. Но в общем редкий родитель разрешит своему чаду слопать как килограмм вредных конфет, так и килограмм полезной моркови. Чувство меры и здоровый родительский контроль никто не отменял, поэтому нет нужды в тотальном запрете, имеет смысл разумно контролировать время и возрастной ценз (не лучшая идея, согласитесь, позволить ребёнку по часу в день устраивать кровавую баню, пусть и воображаемую). Зато совсем не вредно иногда порубиться вместе, ведь, как гласит народная мудрость, если безобразие нельзя остановить – его нужно возглавить.
Усердие и труд
Чтобы ребёнок вырос умным, необходимо научить его учиться, а в этом деле усердие и труд остаются главными условиями успеха. Усердие – довольно скучное качество, никто не мечтает быть усердным. Люди (а дети тоже люди) мечтают быть талантливыми, везучими, сильными и храбрыми, самыми лучшими, а усердными быть им просто приходится. Прежде усердие воспитывалось незатейливым методом кнута и пряника, нынче же кнут (наказания и порицания) считается скорее вредным. Но и с пряниками не всё так просто. Похвалу, к счастью, пока никто не отменял, однако, если раньше принято было хвалить за результат, то теперь пряники выдают за приложенные усилия. И самых одарённых детей лучше хвалить не за очевидный талант, а за настойчивость и терпение, например, в поиске решения сложной задачи. Важно привить ребёнку понимание того, что процесс обучения помогает ему становиться лучше и умнее, и, не обесценивая достижений (даже если они легко достались), объяснить – талант не даёт бесспорного права на успех, его надо развивать и поддерживать, а ошибки и неудачи, если преодолевать их стойко, всего лишь ступеньки на пути к тому же успеху. Коротко говоря, стоит хвалить ребёнка не за то, что он умный, а за то, что он усердный, и это, несомненно, приведёт к тому, что он вырастет умным.
Сон
Немало родителей, намучившись с укачиванием голосистых младенцев и укладыванием спать вечно упрямых как барашки и бодрых как мартышки дошколят, втайне вздыхают с облегчением, когда ребёнок идет в школу. Кажется, что можно ослабить контроль, все-таки школьник не младенец, пусть ложится когда захочет. Но если маленькие дети часто не дают выспаться родителям, то школьники часто не высыпаются сами. Во-первых, нагрузка в школе действительно большая, за уроками засиживаются все, и первоклашки, и ученики старших классов. Во-вторых, у ребёнка появляются новые хобби и увлечения, на которые (из-за нагрузки в школе) просто не хватает времени, и приходится подворовывать его у сна. В результате, по статистике, около 25% школьников регулярно недосыпают, что ведет к снижению внимания, ухудшению памяти и, как следствие, негативно влияет на успеваемость в школе. Поэтому очень важно поддерживать режим сна (для младшеклассников это 9–11 часов, для подростков – 8–10), при необходимости рационально сократив нагрузку. Но будьте справедливы, не лишайте ребёнка разом всех удовольствий. Можно регламентировать время, которое он тратит на домашние задания, или отменить какие-то, даже крайне полезные на ваш взгляд, дополнительные занятия.