Официальный магазин издательства
Корзина
В вашей корзине пока нет товаров

Блог

Как воспитать ребенка умным?

                              shutterstock_307008647.jpg

Развитый интеллект и хорошее образование всегда были социальным приоритетом. И хотя вроде бы всем понятно, что «начитанный», «образованный» и «умный» – не синонимы, в то же время стоит признать, что человек умный (то есть способный критически мыслить, анализировать события, делать верные выводы) имеет больше шансов и получить образование, и грамотно воспользоваться преимуществами, которые оно даёт, чтобы достичь успеха в жизни.

Исходя из этого простого рассуждения предусмотрительные родители тратят немало сил и средств, чтобы воспитать ребёнка умным.

В ход идут интеллектуальные игрушки для дошкольников, логические игры, дополнительные занятия, новые методики чуть ли не внутриутробного развития интеллекта, что, в общем, и правильно – почему бы не использовать все возможности, которые предоставляет современный мир? Однако временами эта вполне разумная задача перерастает чуть ли не в гонку вооружений, и родители, увлекаясь модными приёмами, почти забывают о простых, базовых способах развития ума и сообразительности у ребёнка, пусть не столь эффектных, но, безусловно, эффективных и даже необходимых.


shutterstock_368350184.jpg     Чтение вслух

Читайте ребенку вслух, пусть он и сам уже умеет читать. Конечно, чтение само по себе развивает интеллект, память, образное мышление, способность к эмпатии и словарный запас. Однако чтение вслух – несколько иная статья. Во-первых, доказано, что у детей примерно до 14 лет уровень восприятия текста при самостоятельном чтении отстаёт от уровня восприятия его на слух. То есть и дошкольник, и лбина-семиклассник лучше понимают сложный текст, когда ему читают родители. Восприятие на слух сложной лексики также улучшает вербальные навыки – а ведь даже в историях о черепашках ниндзя лексика выходит за рамки бытовой («сделал уроки?», «иди ужинать», «да отлипни ты наконец от этого дурацкого планшета!»). Дети, которым читают вслух, лучше успевают в школе – по той простой причине, что натренированы слушать внимательно и умеют сосредоточиться. Кроме всего прочего, чтение вслух – одна из самых приятных форм совместного досуга, если не превращать её в повинность, а просто выцарапывать по возможности минут 15 вечером, чтобы потюленить в обнимку с любимым отпрыском и книжкой. Кстати, недостаток любви и заботы отрицательно сказывается на процессах развития мозга, а совместное чтение – как раз отличный повод проявить родительскую любовь и эмоциональную близость.



shutterstock_243988525.jpg Музыка

Королева искусств в плане развития интеллекта – это музыка. По результатам научных исследований, игра на музыкальных инструментах и просто прослушивание музыки развивают пространственное восприятие, улучшая творческие, математические способности, навыки письма, память и воображение. К сожалению, для многих детей музыкальная школа не лучше каторги, а потому, как бы вам ни хотелось вырастить из ребенка гения, не стоит силком загонять его на уроки фортепиано или фагота, если у него нет ни желания, ни таланта к подобным занятиям. Достаточно привить интерес к музыке, познакомить с разными музыкальными направлениями, в том числе джазом и классикой. Не беда, если вы и сами-то не фанат Гайдна и Гиллеспи (Диззи, а не Грегора) – вот вместе и разберетесь, кто есть кто и чем хорош. Пренебрегать современной, популярной музыкой тоже не надо. Не только дети слушают легкомысленную музыку, вообще далеко не каждый станет напевать или насвистывать оратории Баха, а тем более пританцовывать под них. Поговорите с ребёнком о его музыкальных предпочтениях, это может оказаться неожиданно любопытно. Стили и направления хип-хопа, например, разнообразны и интересны, а чтение речитатива весьма полезно для развития речевого аппарата, ставит речевое дыхание, помогает сделать речь чёткой и выразительной, формирует артикуляционную память.


    Компьютерные игры


  Нередко родители считают компьютерные игры чистым злом, пустой тратой времени, приводящей к тому же к проблемам с учёбой, зрением, осанкой – да всего, пожалуй, и не перечесть, однако это не более чем предрассудок. Во-первых, существует масса полезных обучающих компьютерных игр – и для дошкольников, и для подростков. Во-вторых, обычные бродилки и стрелялки мало того что развивают скорость реакции, способность к концентрации внимания, интерес к истории, технике, графике, иностранным языкам (рядовой случай, когда школьник подтягивает английский, лишь бы скорее заполучить какую-нибудь модную новую игру и лучше в ней разобраться), они прокачивают и социальные навыки – ребёнок учится общаться: и бороться за победу, и договариваться, действовать сообща с другими игроками. Поскольку современные дети всё реже болтаются по улицам без присмотра, такого рода социальный опыт бесценен. В игре ребенок действует самостоятельно, победы и поражения на его совести, это даёт необходимое чувство независимости и собственной значимости. По большей части вред от компьютерных игр сводится лишь к тому, что ребёнок может проводить слишком много времени у экрана, забывая обо всем на свете – и о других играх, и об учёбе. Но в общем редкий родитель разрешит своему чаду слопать как килограмм вредных конфет, так и килограмм полезной моркови. Чувство меры и здоровый родительский контроль никто не отменял, поэтому нет нужды в тотальном запрете, имеет смысл разумно контролировать время и возрастной ценз (не лучшая идея, согласитесь, позволить ребёнку по часу в день устра 
ивать кровавую баню, пусть и воображаемую). Зато совсем не вредно иногда порубиться вместе, ведь, как гласит народная мудрость, если безобразие нельзя остановить – его нужно возглавить.
Нередко родители считают компьютерные игры чистым злом, пустой тратой времени, приводящей к тому же к проблемам с учёбой, зрением, осанкой – да всего, пожалуй, и не перечесть, однако это не более чем предрассудок. Во-первых, существует масса полезных обучающих компьютерных игр – и для дошкоshutterstock_1503082556.jpgльников, и для подростков. Во-вторых, обычные бродилки и стрелялки мало того что развивают скорость реакции, способность к концентрации внимания, интерес к истории, технике, графике, иностранным языкам (рядовой случай, когда школьник подтягивает английский, лишь бы скорее заполучить какую-нибудь модную новую игру и лучше в ней разобраться), они прокачивают и социальные навыки – ребёнок учится общаться: и бороться за победу, и договариваться, действовать сообща с другими игроками. Поскольку современные дети всё реже болтаются по улицам без присмотра, такого рода социальный опыт бесценен. В игре ребенок действует самостоятельно, победы и поражения на его совести, это даёт необходимое чувство независимости и собственной значимости. По большей части вред от компьютерных игр сводится лишь к тому, что ребёнок может проводить слишком много времени у экрана, забывая обо всем на свете – и о других играх, и об учёбе. Но в общем редкий родитель разрешит своему чаду слопать как килограмм вредных конфет, так и килограмм полезной моркови. Чувство меры и здоровый родительский контроль никто не отменял, поэтому нет нужды в тотальном запрете, имеет смысл разумно контролировать время и возрастной ценз (не лучшая идея, согласитесь, позволить ребёнку по часу в день устраивать кровавую баню, пусть и воображаемую). Зато совсем не вредно иногда порубиться вместе, ведь, как гласит народная мудрость, если безобразие нельзя остановить – его нужно возглавить.


Усердие и труд

Чтобы ребёнок вырос умным, необходимо научить его учиться, а в этом деле усердие и труд остаются главными условиями успеха. Усердие – довольно скучное качество, никто не мечтает быть усердным. Люди (а дети тоже люди) мечтают быть талантливыми, везучими, сильными и храбрыми, самыми лучшими, а усердными быть им просто приходится. Прежде усердие воспитывалось незатейливым методом кнута и пряника, нынче же кнут (наказания и порицания) считается скорее вредным. Но и с пряниками не всё так просто. Похвалу, к счастью, пока никто не отменял, однако, если раньше принято было хвалить за результат, то теперь пряники выдают за приложенные усилия. И самых одарённых детей лучше хвалить не за очевидный талант, а за настойчивость и терпение, например, в поиске решения сложной задачи. Важно привить ребёнку понимание того, что процесс обучения помогает ему становиться лучше и умнее, и, не обесценивая достижений (даже если они легко достались), объяснить – талант не даёт бесспорного права на успех, его надо развивать и поддерживать, а ошибки и неудачи, если преодолевать их стойко, всего лишь ступеньки на пути к тому же успеху. Коротко говоря, стоит хвалить ребёнка не за то, что он умный, а за то, что он усердный, и это, несомненно, приведёт к тому, что он вырастет умным.

Сон

Немало родителей, намучившись с укачиванием голосистых младенцев и укладыванием спать вечно упрямых как барашки и бодрых как мартышки дошколят, втайне вздыхают с облегчением, когда ребёнок идет в школу. Кажется, что можно ослабить контроль, все-таки школьник не младенец, пусть ложится когда захочет. Но если маленькие дети часто не дают выспаться родителям, то школьники часто не высыпаются сами. Во-первых, нагрузка в школе действительно большая, за уроками засиживаются все, и первоклашки, и ученики старших классов. Во-вторых, у ребёнка появляются новые хобби и увлечения, на которые (из-за нагрузки в школе) просто не хватает времени, и приходится подворовывать его у сна. В результате, по статистике, около 25% школьников регулярно недосыпают, что ведет к снижению внимания, ухудшению памяти и, как следствие, негативно влияет на успеваемость в школе. Поэтому очень важно поддерживать режим сна (для младшеклассников это 9–11 часов, для подростков – 8–10), при необходимости рационально сократив нагрузку. Но будьте справедливы, не лишайте ребёнка разом всех удовольствий. Можно регламентировать время, которое он тратит на домашние задания, или отменить какие-то, даже крайне полезные на ваш взгляд, дополнительные занятия.  


Новое в блоге

Поиграем с детьми в индейцев?

Плетение индейских мандал – модное, медитативное занятие, которое придется по душе не только взрослым, но и детям.

Подробнее

Цель головоломки для детей

Сколько бы ни увеличивался поток информации, с которым вынужден справляться современный человек, сколько бы ни возрастала нагрузка на школьников и требования к подготовке дошкольников, игра остаётся самым эффективным способом обучения детей дошкольного возраста.

Подробнее
Мы используем файлы Cookie

Чтобы улучшить работу сайта и предоставить вам больше возможностей для его использования. Продолжая использовать сайт вы соглашаетесь с условиями использования файлов Cookie.

Согласен