Официальный магазин издательства
Корзина
В вашей корзине пока нет товаров

Блог

Развитие логики у детей

razvitie_logiki1.jpg

Удивительно, что главный, пожалуй, предрассудок в деле воспитания детей относится как раз к области рассудочного, а именно к развитию логического мышления ребенка. Современный ответственный родитель бросается развивать логику у младенца чуть не с пеленок, поскольку в нынешнем мире высоких технологий способность мыслить рационально и анализировать поток информации, делая правильные выводы, считается бесспорным преимуществом в достижении социального благополучия и успеха.

Что ж, верно.

Ребёнок должен научиться самостоятельно рассуждать, сопоставлять, сравнивать, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи. Это база для важнейшего жизненного навыка — осмысления задач и их эффективного решения.

Предрассудок же состоит в том, что логическое мышление в быту принято противопоставлять так называемому творческому мышлению, воображению. Логическое мышление воспринимается как нечто серьезное, некий необходимый этап взросления, тогда как воображение, наоборот, кажется качеством, присущим, собственно, детству. Милым, но, в общем, бесполезным.

Фантазер – снисходительно говорят о ребенке, втайне надеясь, что с «возрастом это у него пройдет». Если же так отзываются о взрослом, то, чаще всего, подразумевают инфантильного, непрактичного человека, который, возможно, и получит когда-нибудь Оскар-другой, но, скорее всего, значительных успехов в жизни не достигнет. Ну и кому надо, чтобы из родного ребенка такое выросло?

Но, увы, логику нельзя развить, как отдельную мышцу (к примеру, бицепс или большую ягодичную). 

Логическое мышление у детей наилучшим образом развивается комплексно, с развитием всех когнитивных функций:

  • ● памяти,
  • ● восприятия,
  • ● речи,
  • ● и того самого воображения.

Все виды мышления связаны между собой:

  • ● развитая, связная речь оперирует яркими образами,
  • ● а решение логической задачи требует словесных пояснений.

Общение, чтение, лепка, рисование, логические игры и головоломки в равной степени развивают способность ребенка к таким мыслительным процессам, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, классификация и систематизация.

razvitie_logiki3.jpg

С развитием тела, в общем, такая же история. Человек с сильными руками, но слабой спиной и хлипкими ножками при попытке поднять тяжелый ящик, скорее всего, надорвется.

В любом деле важен баланс, и гимнастика (как для тела, так и для ума) должна быть нацелена на всестороннее, гармоничное развитие.

И как же вырастить свое драгоценное чадо гармонично развитой личностью (но все же, лучше пусть будет умненьким)?

Разумеется, чтобы достичь успехов в таком серьезном деле, как развитие логического мышления у детей, лучшим является самый несерьезный способ – это игры. Игры – первые университеты дошкольника, ведь главная задача малыша научиться учиться, а, если человеку интересно учиться, он учится лучше (это доказанный факт).

Ядовитый цветок лени вырастает из скуки и принуждения, поэтому повеселитесь как следует со своим малышом. Рисуйте, читайте, решайте логические задачки, плетите небылицы, складывайте бумажных журавликов (а развивать логическое мышление, кстати, полезно в любом возрасте).

В начале было слово

Устные игры – самый простой и доступный способ для тренировки речи, логики, памяти, внимания. Легко найти подходящие для любого возраста (от года до ста), да и поиграть можно где угодно – на уроке, на прогулке, укладывая ребенка спать.

razvitie_logiki4.jpg

1. Узнай и назови – игры в слова для самых маленьких (с 9-11 месяцев).

Например, узнать и назвать части тела (повторяя за взрослыми и показывая на себе, на маме, на игрушке нос, ушки, ножки, ручки), предметы и животных на картинках. Еще можно распечатать большие картинки с изображением любимых игрушек, и попросить малыша разложить их по парам (игрушка/картинка).

2. Загадки – первые логические задачки. Развивают не только способность нестандартно мыслить, анализировать, обобщать, но и чувство юмора. Подойдут детям любого возраста (но для малышей 2-3 лет, конечно, надо выбирать совсем простые).

3. Игры на ассоциации – для детей от 2-х лет. Развивают память, логику, образное мышление, речь.

Например, что на что похоже (мяч/арбуз) или наоборот, пары противоположностей (горячий/холодный). Игры на дополнительные ассоциации – например, назови одним словом (астра, одуванчик, тюльпан - цветы), дополни ряд (ложка-тарелка-кастрюля) и, наоборот - убери лишнее слово (тарелка-ложка-зонт-чашка).

4. С ребенком 5-6 лет можно сочинять стихи и сказки, играть в буриме и небылицы.

Небылицы и перевертыши – отличное развлечение, кроме того, они учат малыша свободно мыслить, фантазировать, но и понимать закономерности окружающего мира.

Например, можно рассказать нелепую историю (вышел я на берег озера, а там рыба сидит, песни распевает; увидала меня, испугалась, крыльями взмахнула, да в небо упорхнула) и спросить, что не так. Дети обычно с удовольствием включаются в игру, а затем и сами охотно придумывают небылицы.

Настолки, бродилки, головоломки

    razvitie_logiki5.jpg
  1. Самая известная из настольных игр для развития логики и пространственного мышления это шахматы. Ее назовет каждый второй. Но известная – не значит популярная, в шахматах не всякий взрослый силен (и, признаться, так каждый второй взрослый считает шахматы слишком сложными и скучными). Но, все же,, стоит попробовать. Не умеете играть? Тем лучше. Будете меньше занудствовать. Учитесь играть вместе, проведите с ребенком чудесный вечер. Главное помнить: шахматы не какой-то там древний интеллектуальный ритуал, а веселая, боевая игра, ничуть не уступающая морскому бою.

  2. Па-бам! Морской бой – может составить конкуренцию даже шарикам и стрелялкам на смартфоне. Развивает логику, внимание, память, мелкую моторику, усидчивость – но увлечет и ребенка-непоседу (можно всласть наораться, изображая взрывы и празднуя победу).

  3. Книги с наклейками для детей от двух лет – тренируют мелкую моторику и пространственное мышление. Детям от 5 лет с той же целью уже можно предлагать паззлы.

  4. Лабиринты – великолепная возможность поиграть и одному, и в компании. Лабиринты одинаково хорошо помогают развить координацию движений, способности к анализу и нестандартное мышление. Начинать можно от 9 месяцев, для этого существуют простые, хорошие игрушки и игры вроде «помоги мышке найти дорогу к норке».

  5. Головоломки – признанный тренажер интеллекта для детей и взрослых. О головоломках можно написать увесистый том, но самыми известными и популярными остаются наглядные логические задачи со спичками, кубик Рубика, танграм, кроссворды и судоку (когда ребенок научится читать и считать). Добавьте сюда же еще простые фокусы с картами и монетами, и попробуйте все. Ведь игра – высшая форма исследования, как говорил Альберт Энштейн.

Творим, что хотим

razvitie_logiki2.jpg

Для детского творчества важен больше процесс, чем какой-либо предметный, конечный результат. Даже рисование и лепка по сути, ближе к танцу (ну, вот попробуйте назвать результат, полученный в результате танца, кроме радости и возможности в полной мере выразить эмоции?). Занятия музыкой, танцами, изобразительным, изобразительным искусством позволяют ребенку развить и реализовать личный потенциал, и учат столько же свободомыслию, сколько усидчивости и внимательности.

  1. Рисование и лепка – кошмар для аккуратных мам. Дело грязное, что и говорить, но увлекательное и полезное. Развивают мелкую моторику, воображение, пространственное мышление, помогают снять стресс (а у детей тоже бывает стресс). Даже первобытные мамы позволяли детям рисовать на стенах (оттуда, наверное, и взяла начало традиция), и вот, посмотрите, до чего цивилизация дошла.

  2. Оригами – и игра, и искусство. Синхронизирует работу левого и правого полушарий, развивает воображение, конструктивное мышление, мелкую моторику. В отличие от других поделок, не надо давать ребенку ножницы (что большое облегчение для мам тревожных). Детям 4-5 лет может быть уже вполне интересно.

  3. Аппликация. Если же не страшно пустить в ход ножницы и клей, то аппликация и другие поделки позволят развить координацию движений, усидчивость, аккуратность, последовательность и, конечно, воображение

  4. Не стоит забывать о всевозможных конструкторах. У детей они развивают творческое и логическое мышление, способности к анализу, умение следовать правилам и инструкциям, а родителям валяющиеся по всему дому детальки помогут натренировать ловкость, внимательность, самоконтроль и непоколебимую силу духа.

Библиотека «Хоббитеки»: книги для развития логического мышления

В джунглях. Загадки и головоломки.


razvitie_logiki_v_dzhunglyah.jpg

Автор Гэрит Мур. Возрастная рекомендация 8+.

Серия: «Шагалки-искалки»

Книга-приключение, истинный клад для умников (или тех, кто желал бы стать таковым). Найдется все: лабиринты, кроссворды, ребусы, логические задачки. Родителю выбирать, будет ли он ведущим, помощником в игре, или равным участником. Если первое, то не лишним будет пролистать книжки заранее. Задачки попадаются довольно сложные. Бумага плотная, удобно взять с собой и в настоящее путешествие.

В серии представлены еще три книги Мура – «В пирамидах», «В океане» и «На луне». Все просто отличные.

Принцессы


razvitie_logiki-princess.jpeg

Автор Сьюзан Линн. Возрастная рекомендация 4+.

Серия: «Найди, покажи, сосчитай»

В королевском дворце не заскучаешь, даже если ты не принцесса, а просто заглянула на минуточку из любопытства. Сокровищница, конюшня, оранжерея, бальный зал, картинная галерея – столько интересного и красивого! Сказочные виммельбухи от Сьюзан Линн «Принцессы» и «Феи» помогут в тренировке памяти и внимания, а по восхитительным картинкам можно придумать и собственную сказку!

Для тех, кто чудесам и нарядам предпочитает науку и технику, в серии Найди, покажи, сосчитай есть замечательные книжки Джошуа Джорджа «Космос» и «Транспорт».

Серия: «Школа Шерлока Холмса»


razvitie_logiki_sherlock.jpeg

Возрастная рекомендация 7+.

Развитие логического мышления – отличный повод поиграть в детектива. Яркий выводок книжек с интересными, смешными, запутанными, загадочными, головоломными задачками, развивающими логическое мышление, внимание, воображение и другие необходимые качества гениального сыщика только и ждут своего героя. А кто же автор? Вот еще одна загадка! А, может, это целый таинственный синдикат «писак» и «рисовак»? Увы-увы, но есть зловещие тайны, которые так навсегда и остаются нераскрытыми!

Новое в блоге

Сторителлинг – умение рассказывать истории

«Фабрика историй», книга молодого чешского педагога Рене Некуды, представляет собой эффективный (и веселый!) тренажер по сторителлингу для детей 6–14 лет (а также их родителей, бабушек и дедушек).
Сторителлинг – умение рассказывать истории – модный нынче прием, но многие считают, что используют его в основном маркетологи и популярные блогеры. Зачем же учить сторителлингу детей?

Подробнее

Рене Некуда

Рене Некуда, автор книги-тренажера по сторителлингу «Фабрика историй».

Подробнее
Мы используем файлы Cookie

Чтобы улучшить работу сайта и предоставить вам больше возможностей для его использования. Продолжая использовать сайт вы соглашаетесь с условиями использования файлов Cookie.

Согласен