Официальный магазин издательства
Корзина
В вашей корзине пока нет товаров

Блог

Развитие речи детей сказкой

Роль сказки в развитии речи

Каждый родитель желает знать, как научить ребенка говорить связно и правильно, ведь богатая речь не только один из важнейших показателей общего развития, но и залог успешности в будущем. Умение ясно выражать свои мысли и общаться с другими всегда было основным социальным навыком. Говоря же проще, развитая речь поможет малышу хорошо учиться и легко заводить друзей.

razvitie_rechi_rebenka1.jpgНакопление и обмен информацией основа прогресса, а с появлением новых технологий обмен информацией ускорился в разы. Трудно представить себе современного человека без смартфона или планшета, и дети не исключение. Сейчас малыш зачастую осваивает гаджеты раньше, чем учится ходить. Мама вручает ему смартфон, дожидаясь своей очереди в поликлинике, или в долгой дороге, или (что уж греха таить) если просто хочет посидеть минутку в тишине и отдохнуть.

Сколько бы ученые не спорили, хорошо это или плохо, гаджеты стали неотъемлемой частью современной жизни – с этим-то не поспоришь. Ребенок с удовольствием смотрит мультики, разглядывает цветные картинки, слушает музыку. Гаджеты помогают развлечь и отвлечь малыша, но, к сожалению, мало чему могут научить. Доказано, что новые слова дети запоминают только с живого голоса. Ни мультфильмы, ни развивалки на YouTube, ни аудиокниги говорить не научат. Для развития речи необходимо непосредственное, реальное общение.

razvitie_rechi_rebenka2.jpg

И лучшим помощником в развитии речи остается старая добрая сказка. Прежде всего, это народная сказка. Цикличность сюжета и повторяющиеся речевые формы (бил-бил – не разбил, шел он, шел – и пришел) легко запомнить и хочется повторить, а повторение, как известно, мать учения.

Простой, но интересный сюжет, яркие герои (смешные или страшные), ритмическая структура, отшлифованная на протяжении веков многочисленными рассказчиками как морской камешек, обкатанный волнами до безупречной гладкости, делает сказку бесценным тренажером речи для детей, от совсем маленьких, 3 –9 месяцев, до матерых дошкольников 5 – 6 лет.

Сказка развивает не только образную, выразительную речь, но и воображение, логическое и творческое мышление, закладывает основы нравственного воспитания. Малыш учится думать, фантазировать, понимать, что такое хорошо и что такое плохо, и. конечно, говорить. Первые шаги не сделать без поддержки, тоже и с речью. Народная сказка своего рода ходунки для малыша, осваивающего первые слова.

Как развивать речь детей сказкой

У детей до года чтение вслух (в том числе, и сказок) формирует пассивный словарный запас. Чем больше вы общаетесь с ребенком, читаете и рассказываете, тем проще ему будет заговорить.

Дети от года до трех обычно уже увлеченно слушают короткие сказки, пытаются повторять за родителями рифмованные словосочетания (те самые тянут-потянут и волк-зубами щелк), с удовольствием вступают в диалог. Лепечущий малыш выглядит мило и забавно, и не подумаешь, что он решает наисерьезнейшие задачи: учится вдумчиво слушать, задавать вопросы и отвечать на них. Как ему помочь? Довольно просто, если к вашей безграничной любви прилагается примерно столько же терпения.

razvitie_rechi_rebenka6.jpg

  1. Усадите ребенка к себе на колени, чтобы его ничто не отвлекало, и он чувствовал себя комфортно. Если рассказываете – держите его так, чтобы он видел вас, ваши жесты. Если читаете – так, чтобы видел картинки в книге.
  2. Старайтесь читать выразительно, по ролям. Будете бубнить, будущее русской словесности быстро соскучится и попробует от вас удрать, а то и вовсе уснет. Обучение во сне, конечно, имеет свои преимущества, но не стоит каждый раз доводить до этого.
  3. Учите малыша узнавать героев, показывая их на картинках. Народная сказка хороша и забавными рифмованными эпитетами, характеризующими персонажей. Ему наверняка понравятся и запомнятся мышка-норушка, кот-серый лоб, лисичка-сестричкка и другие сказочные звери.
  4. Задавайте вопросы по ходу чтения. Поначалу вам придется и отвечать на них, показывая ребенку пример, но, со временем, повторяя за вами, он начнет отвечать самостоятельно.
  5. Лучше, чтобы первые предположительные ответы строились на самом простом звукоподражании. Что говорит коровка? А котик? А лягушка? Честное слово, все эти «му» и «ква» очень важны, они помогают ребенку постичь саму суть диалога.
  6. Читайте сказку столько раз, сколько малыш попросит. Повторения, повторения, дети любят повторения и повторения детям полезны. Даже если зайчик-побегайчик и колобок-румяный бок станут сниться вам в кошмарах – не сдавайтесь. Ребенку важно слушать любимую сказку снова и снова.

Однако не переусердствуйте. Не слишком утомляйте малыша, не требуйте чрезмерной усидчивости, такие вещи прививаются постепенно. Отбить охоту к чтению ему успеют и в школе.

С детьми 3-5 лет полезно не только читать, но и обсуждать сказки. Речь не развивается сама по себе, в пустоте. Чтобы ребенок говорил лучше и больше, ему, как, впрочем, и любому человеку, нужен повод и предмет разговора. Сказка предоставляет практически неисчерпаемые возможности. Это для вас сказка – ложь, ребенок же лет до пяти обычно еще не понимает разницы между выдумкой и реальностью. Для него за темными лесами, за быстрыми реками, за высокими горами на самом деле бродят глупые медведи, скачут находчивые зайки, а отважные кот и дрозд побеждают хитрюгу-лису. Вот и поговорите с ним об этом.

razvitie_rechi_rebenka3.jpg

  1. Прочитав сказку, обсудите героев. Кто и что сделал, кто непослушный, кто хитрый, кто храбрый, кто поступил правильно, а кто неправильно, и почему. Приобщая малыша к началам этики, вы, вместе с тем, расширяете его кругозор и словарный запас.
  2. Объясняйте значение новых слов. Если ребенок не понимает, о чем история, он быстро потеряет к ней интерес. Обязательно загляните в словари, поскольку и в самых простых сказках вы столкнетесь со словами, которые не сразу сможете объяснить. Что такое луб? Почему яичко костяно? Почему избушка – домик, и теремок – тоже домик? Лучше подготовиться заранее, уж поверьте.
  3. Читая уже знакомую сказку, делайте паузы, предоставляя малышу возможность закончить предложение за вас или назвать имя персонажа. Многие взрослые требуют, чтобы их слушали и не перебивали. Но чем больше малыш говорит, тем лучше у него это получается. А научить его вежливости уже другой вопрос.

Для дошкольников 5-6 лет задачи развития речи усложняются, становятся интереснее и разнообразнее.

razvitie_rechi_rebenka4.jpg

1. В очередной раз прочитав любимую сказку, попросите ее пересказать. Пересказ развивает память, внимание и связную речь. Направляйте малыша, чтобы он придерживался по возможности логики сюжета и научился выделять главные моменты. Задавайте вопросы-подсказки: куда пошел царевич? кого встретил? какой волшебный предмет отыскал?

2. А теперь все наоборот! Импровизируйте. Предложите сочинить новую сказку о любимых героях, придумать своих собственных, соединить несколько сказочных сюжетов в один. Ребенок научится находить интересные решения, мыслить нестандартно. А расширяются границы воображаемого – развивается и речь.

3. Бывает, что и дети постарше не сразу справляются с сочинительством. Нарушение привычного хода повествования сбивает их с толку. В таком случае, оставьте это дело на потом - не стоит превращать занимательную игру в педагогическую пытку.

4. Подойти к вопросу развития речи можно и с другой стороны. Рассказывая знакомую сказку, нарочно допускайте неточности. Дети в большинстве своем на удивление консервативны, и требуют, чтобы мама или папа, рассказывая, точно придерживались первоначального варианта текста. Поправляя вас (и довольно строго, не сомневайтесь), ваш потенциальный Тургенев научится логично выстраивать историю, запоминать значимые детали, и, что не менее важно, отстаивать свою точку зрения.

Роль народной сказки в развитии речи, конечно, остается ведущей, но не стоит пренебрегать и новыми, современными сказками. Прежде чем курочка Ряба впорхнула в сокровищницу русской литературы, кто-то же ее придумал? И, хоть лубяной избушки сейчас, пожалуй, днем с огнем не сыщешь, волшебство никуда не делось. Люди продолжают сочинять сказки для своих детей, и сказки эти, безусловно, заслуживают внимания.

razvitie_rechi_rebenka5.jpg

Книги для развития речи в Хоббитеке:

Развитие речи и мышления. Ложимся спать. Мышонку не спится.

mish_lozhitsa_spat.jpeg
Автор Елена Киричек. Возрастная рекомендация 2+.
Серия: Академия малыша.

Иван-царевич и тридевятое царство это, конечно, хорошо, но обычная жизнь тоже полна чудес и открытий, особенно если тебе всего-то два года! Кроме истории о мышонке, который не может уснуть и придумывает себе сны, книга содержит простые, но интересные задания, развивающие мышление и речь. В какой одежде ходят на прогулку, а в какой ложатся спать? Какие предметы есть в доме? Что бы такое сгрызть перед сном, морковку или пианино? Найти ответы помогут понятные и красивые картинки. Кроме того, на каждой странице есть небольшой словарик из 10-12 новых слов.

В серии Академия малыша представлены еще две книги Елены Киричек – Киска идет гулять и Мишка чинит диван.

Первый день лета

1-den-leta.jpeg
Автор Ребекка Эллиот. Возрастная рекомендация 3+.
Серия: Сказки на ночь

Милейшая солнечная история о любопытном лисенке, который отправился на прогулку со своей мамой. Волшебные иллюстрации понравятся и самым маленьким, а детей постарше увлечет добрая, трогательная сказка. Книга поможет развить ассоциативно-образное мышление, изрядно пополнит словарный запас, и ваш ребенок, вслед за любопытным лисенком, сам станет задавать тысячу вопросов.

В серии Сказки на ночь вы сможете найти еще одну книжку об этой симпатичной лисьей семейке - Первый день зимы.

Динозаврик ищет маму

dino-search-mama.jpeg
Автор Оккли Грехэм. Возрастная рекомендация 3+.
Серия: Сказки на ночь

Снесла курочка золотое яичко, а вылупилась-то из него царевна-лягушка! Ну, не совсем курочка, и не совсем лягушка, но яичко золотое точно было! Смешная и очень интересная сказка о маленьком динозаврике, который ищет маму. Книга обоснуется в детской библиотеке надолго. Достаточно плотная бумага и яркие, красивые картинки позволяют читать ее малышам до года, забавная история наверняка станет любимой у детей от двух лет, а простой текст и крупный шрифт идеально подойдут для первого самостоятельного чтения.

Поклонникам динозавров и монстриков будет страшно интересно прочесть и другую книгу Грехэма - Бармаглот. Фантастическое продолжение баллады Льюиса Кэрролла.

Новое в блоге

Развитие логики у детей

Удивительно, что главный, пожалуй, предрассудок в деле воспитания детей относится как раз к области рассудочного, а именно к развитию логического мышления ребенка.

Подробнее

Когда начинать читать книги ребенку?

На этот вопрос и психологи, и педагоги отвечают: чем раньше, тем лучше. Если верить всем этим прекрасным людям, чтение книг в раннем возрасте помогает ребенку не только быстрее освоить речь, но и развить навыки общения, воображение, концентрацию и, в целом, способности к обучению, познанию окружающего мира.




Подробнее
Мы используем файлы Cookie

Чтобы улучшить работу сайта и предоставить вам больше возможностей для его использования. Продолжая использовать сайт вы соглашаетесь с условиями использования файлов Cookie.

Согласен