Официальный магазин издательства

Блог

Как хорошо учить читать!

Лет тридцать (если не больше) назад был популярен и по-своему уместен совет: «Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок читал, пусть он постоянно видит книги у родителей в руках». Сейчас в руках у детей и родителей гаджеты – и это никак не связано с любовью к чтению.

Или связано очень тесно.

Пока не юзер не расскажет, близкие не узнают.

врезка 1.jpg

Вот оно, самое важное, о чём твердят современные специалисты по раннему развитию и психологии дошкольников: чтобы воспитать книгочея, мало самим любить книги. Нужно обсуждать их, говорить о прочитанном, делать чтение частью общения – друг с другом, разумеется, но главное – с ребёнком. И начинать ещё до того, как ребёнок сам научится складывать буквы в слова.

1. «Как заставить детей полюбить чтение»

детка 6-01.jpeg

– никак, разумеется. Заставить любить нельзя – об этом пишут не только в педагогических статьях, а даже в книжках с бумажными обложками, над которыми взрослые мамы обычно смеются.

Можно привлечь, найти общие интересы, заняться важным общим делом, заинтриговать… И тогда появляется шанс на что-то большее. Как помочь ребенку полюбить чтение? Предложите почитать вместе о том, что он уже любит. Животных. Волшебство и тайны. Космос с далёкими планетами и невероятными технологиями. Смешные истории про ребят, похожих на тех, что живут во дворе.

Хотите, чтобы книжка увлекла маленькую любительницу кошек? Предложите «Чучело-мяучело» или «Тюпу, Томку и Сороку», а историю про покорение Сибири оставьте на потом.

2. Занудство не любит никто, а рассказы взрослых о большом мире могут стать чудеснейшим воспоминанием

Но это вовсе не значит, что беседы о прочитанном не должны расширять кругозор. Не стоит превращать рассказ о великих открытиях в длиннющую лекцию о раскопках Трои (хотя бывает и такое, когда все собеседники внезапно загорелись историей).

Но объяснить непонятное слово, какое-нибудь понятие из прошлого или наоборот случайно встретившийся современный термин, ещё незнакомый малышу, – очень важно. «Вселенная такая огромная, но не страшная, а интересная. Ты о ней столько знаешь. Я тоже буду всё это знать!» – одно из самых дивных ощущений детства.

А ещё трудновато по-настоящему заинтересоваться текстом, в котором полно незнакомых слов и персонажи ведут себя странно.

врезка 2 читать.jpg

3. Сопоставляйте сюжет книжки с опытом маленького читателя

Для двух-трёхлетних прекрасно подходят серии рассказов, посвящённые историям из жизни малышей: поездке к бабушке, прогулке в парке, визиту к доктору – как наш цикл про зайку Стёпу.

Спустя год-полтора это может быть любимая сказка:

– Представляешь, как Герде было холодно и жутко? Как нам, когда мы застряли на остановке на два часа, помнишь?

История, как зайка Стёпа идёт к врачу, помогает малышу не бояться похода в поликлинику. История Герды даёт силы преодолеть страх ради дружбы. Каждая из них в своё время необходима. И тут особенно помогает диалог со взрослым.


врезка 3 читать.jpg

4. Домашний фанклуб – почему бы и нет?

Позвольте малышам выбрать любимых персонажей, с которыми они соотносят себя, на которых хотят быть похожими. Элли, Винни-Пух, Флаттершай, Торин, Айболит, Копатыч, Добрыня из мультика или Капитан Америка из комикса – не нужно навязывать собственные симпатии. У каждого поколения появляются собственные герои. Гораздо интереснее следить за тем, что именно привлекает в них ребёнка. Только ли имена изменились, или на смену героям нашего детства действительно пришли какие-то новые персонажи?

 «Советы, как полюбить чтение ребенку», том очень важный:

«Не стоит презрительно относиться к мультфильмам, комиксам и текстовым играм по мотивам популярных произведений. Присмотритесь к ним.
Во-первых, вы, возможно, лишаете себя большого удовольствия.
Во-вторых, это могут быть талантливые, тонкие, умные произведения, которые многим ценителям...  неплохо бы прочитать!»

5. Любимые герои могут стать участниками вашей домашней жизни

Деревяшки завтракают вместе с малышом, ходят на прогулку, учатся узнавать листья разных деревьев и с большим удивлением встречают улитку и ежа.

А чуть позже Буратино сопровождает вас в детский садик, Мерлин из мультика рассказывает сказки по вечерам, а от Маленьких Пони вообще нет спасения.

Это неплохой способ превратить повседневную рутину, которую вы с ребёнком еле терпите, в весёлую игру.

И прекрасный приём, который позволит поговорить с ребёнком о том, что обычно остаётся «за кадром». Это могут быть чувства, которые неловко проговаривать, тревоги, связанные с реальной жизнью, затаённые страхи. «Как ты думаешь, почему Пуня боялся волка? А почему волк стеснялся выходить, он же был добрый и хотел дружить?»

6. «Автор был неправ!» – рано или поздно к этому приходит каждый читатель

‘We need to step away from books about how other countries do it better Jonathan Edwards.jpg

Иллюстрация c благодарностью взята из theguardian.com

Читая длинную повесть, полную неожиданных поворотов, или следя за мультсериалом, гадайте вместе, чем закончится история: что случится с героями, попытается ли противник затеять очередное коварство, кто покажет себя не особенно хорошим, а кто, на удивление, поведёт себя благородно?

Попробуйте придумать продолжение любимой книжки. Это может быть альтернативный финал (если настоящий кажется ребёнку грустным или несправедливым).

врезка бабушка.jpg

А может быть, наоборот: сюжет уже насколько чарует ребёнка, что не хочется с ним расставаться. Или герои настолько понравились, что про них хочется больше историй – возможно, не таких мимимилых и сиропных, как в книжке. Или наоборот – более добрых, и чтобы в конце все помирились. И сёстры Золушки нашли себе при дворе женихов: одна – барона, а вторая – трубочиста.

Участвуйте в этой истории вместе с ребёнком! Будьте соавтором сериала, предлагайте сюжетные ходы, проявления характеров, неожиданные повороты. 

7. Ролевые игры – это классно!

Разыгрывайте книжки, которые читаете ребёнку, по ролям – не только во время чтения, но и за обычными делами. Сегодня дочка может быть Кошкой в сапогах, а завтра – Мальвиной. Не обязательно следовать сюжету! Смелая интриганка Кошка в Сапогах, завладев замком Людоеда и титулом Карабас, может подарить любимому хозяину поместье, где он будет счастливым домохозяином, а сама – сделаться маркизой и жить светской жизнью.

И победить ещё многих коварных аристократов хитростью и умом.


врезка 6 читать.jpg

8. От любимых картинок – к важному реквизиту

Если в два-три года вы читаете ребёнку вслух, он должен узнавать то, что видит на картинках в книге.

– Смотри, сколько перин у принцессы! А горошина – всего одна! Ты её видишь?

– Какие толстые башни и стены у замка. Из чего они сделаны, как ты думаешь?

Когда ребёнок взрослеет, лучший способ влюбиться в персонажей и сюжет книжки – рисовать их. Вы можете делать это вместе – целиком самостоятельно или при помощи раскрасок и наклеек. Авторская акварель или герои, срисованные плаката или обложки книги, – главное совсем не в этом.

Подойдёт и поделка, особенно если её можно использовать в игре, – волшебное кольцо или палочку, кинжал, блестящие прозрачные крылышки в пайетках, королевскую корону…

squigglesandbubbles-fairy-walk.jpg

И это, кстати, по-настоящему замечательная идея для семейного творчества. 

9. «Сколько можно одно и то же», или переосмысление текста?

Предлагайте ребёнку рассказать знакомым или родственникам о любимых книгах и героях, участвуйте в этом, поддерживайте это и ни в коем случае не высмеивайте! Наоборот, поощряйте желание пересказывать любимые истории – даже если вы слушаете их в пятнадцатый раз. Серьёзно – это не так уж скучно.

Если не знаете, как полюбить чтение книг ребенку, полюбите для начала эти пересказы. Вы заметите, как усложняется речь, как появляется более тонкий юмор, как любимый прежде Геройский Герой становится скучноватым, а злодеи начинают вызывать сочувствие?

10. Когда чувствуешь, что тебя любят, ты можешь всем сердцем любить книжных героев 

врезка 7 читать.jpg

Похвала и одобрение старшего, самого знающего, мудрого и близкого – залог здорового читательского роста. Придуманный ребёнком сюжетный ход, уместное замечание, просто фраза, которая вам понравилась, – отмечайте их добрыми словами. «Молодец! Здорово придумала! Я бы так красиво не сказал». Само поощрение родителя мотивирует полюбить чтение сильнее, чем многие педагогические приёмы.

Новое в блоге

Когда начинать читать книги ребенку?

На этот вопрос и психологи, и педагоги отвечают: чем раньше, тем лучше. Если верить всем этим прекрасным людям, чтение книг в раннем возрасте помогает ребенку не только быстрее освоить речь, но и развить навыки общения, воображение, концентрацию и, в целом, способности к обучению, познанию окружающего мира.




Подробнее
Мы используем файлы Cookie

Чтобы улучшить работу сайта и предоставить вам больше возможностей для его использования. Продолжая использовать сайт вы соглашаетесь с условиями использования файлов Cookie.

Согласен