«Хочу ещё порисовать!» или «Ма-ам, у меня опять не получается»?
Самые первые в жизни ребёнка уроки рисования – это те самые хаотичные точки и каракули, которые так весело чертить чем угодно на чём угодно. Черничным джемом на манной каше. Кончиком ботиночка на мягкой земле. Толстым зелёным маркером на домашней работе старшего брата или маминой помадой на обоях.
Благодаря этим каракулям ребёнок двухлетка делает главное открытие: «Я есть, и я могу оставлять следы! Я могу менять пространство!» Он изобретает новые движения – крючки, ломаные линии, разорванные круги, он – хозяин всего этого листа и может САМ нарисовать, что захочет.
Именно поэтому запрещать "каракулирование" нельзя. Важно обеспечить малыша безопасными для него и безвредными для окружающих материалами – листком бумаги, мягким (и нетоксичным!) мелком или карандашом. Выдавать сразу альбом и россыпь фломастеров не имеет смысла: ведь юный художник должен сосредоточиться на штрихе и форме, а не на том, чтобы перепробовать все «цветные палочки» на вкус.
Взрослому, наблюдающему за черканием карандаша по листочку, хочется «исправить», «научить», «показать, как надо, чтобы вышел цветочек». Этого делать не нужно! Ребёнок должен овладеть новым видом деятельности, а не копировать навыки взрослого.
В этот период начинающему, пробующему цвета, формы, материалы художнику особенно важна обратная связь.
Позитивная («Интересно выходит! Молодец! А это что такое мохнатое и яркое?») стимулирует и вдохновляет на дальнейшее творчество. А слова вроде «Дай покажу, как надо, смотри, как делаю я, и старайся так же» сознание ребёнка тут же переводит для себя просто и мрачно: «Ты не умеешь. У тебя не получается». Такой фидбэк от самых значимых в мире людей совсем не мотивирует заниматься каким бы то ни было искусством.
Вскоре (обычно это происходит между 2 и 3 годами) в детских рисунках появляются ритм и цикличность.
Учёные-психологи связывают это с тем, что сам малыш в этот период много двигается, кружится, знакомится с пространством вокруг себя и с объектами в нём. Появляются первые признаки композиции. Пятна, точки и штрихи – уже разных цветов – не просто хаотично разбросаны по листу, они связаны друг с другом и имеют общее значение.
Наконец наступает стадия «интерпретации» – когда ребёнок-автор начинает объяснять, что означает его работа. Уже освоены (более или менее) простейшие геометрические формы, но технических навыков ещё не хватает, а говорить языком образов, языком рисования хочется. Тут-то и возникает знаменитый эффект «К такому письму (то есть рисунку) надо автора прикладывать, чтобы он сам его читал».
Эти неровные квадраты – дома, этот овал, дополненный остроугольными конструкциями, – кошка, а метель из странных круглых объектов размером с половину дома вокруг – «Мама, ну это же комары на даче прилетели!». Знакомо?
Как раз на этом этапе и помогут книги Корины Бойренмайстер, которые "Хоббитека" опубликовала в Академии малыша. Важно учесть: это ни в коем случае не учебники по классическому рисунку.
Они – своего рода тренажёры для начинающих художников, которые наглядно показывают 3-4 простые фигуры, лежащие в основе самого сложного рисунка.
Они дарят несколько полезных графических приёмов, позволяют «набить» руку, улучшить мелкую моторику, а самое главное – почувствовать и увидеть, как под грифелем или кисточкой возникает вполне узнаваемый слоник.
Они дают родителям возможность ответить на просьбу Их Личного Маленького Принца (Маленькой Принцессы) "Нарисуй мне барашка...", не прибегая к сомнительным лайфхакам с ящиками:"Лучше ты, у тебя получится!"
:-) А самое главное – такие рисовалки создают для маленьких художников то, что психологи называют «ситуацией успеха».
Да-да, то самое «смотри, у меня получается!», которое мотивирует маленького человека познавать мир и осваивать новые умения.
Кстати! Материал у Корины Бойренмайстер выстроен так, что помогает не только улучшить художественные навыки, но и расширить кругозор ребёнка.
В свои два с половиной Ван Гогом можешь ты не стать. Но гораздо лучше запомнишь, какие животные – дикие, а какие – домашние, кто обитает в нашей полосе, а с кем мы можем повстречаться только в зоопарке.
Рисуем домашних животных–
Это первые звери, которых дети видят вблизи – друзья, компаньоны, помощники. Их, конечно, ребёнку хочется нарисовать в первую очередь. Для многих малышей мира это котик, свернувшийся клубком, принюхивающаяся к чему-то собачка, золотая рыбка…
А для многих других – ослик. Или даже страус!
⇒
Рисуем животных России–
Сова, волк, заяц, медведь, бобр и многие другие звери – это ведь не только обитатели наших лесов, но и персонажи множества сказок! А значит, эта книжка позволит создать к ним собственные иллюстрации…
– и вдруг кружочки и штрихи превращаются в настоящего льва!
Или в зебру. Или в дикобраза. Это может остаться забавной и полезной игрой, а может заставить задаться вопросом: как изобразить дикобраза сердитым, или сделать, чтобы лошадка стала более настоящей, или пририсовать к ней прекрасного принца, храбрую принцессу и пару львов.
PS. Протестировано на добровольце. Да, при помощи книг Корины Бойренмайстер, нескольких овалов и изогнутых линий можно изобразить самого удивительного экзотического зверя.
Редактор, который писал этот пост, теперь умеет рисовать муравьедов.
И это действительно... как-то вдохновляет.
На этот вопрос и психологи, и педагоги отвечают: чем раньше, тем лучше. Если верить всем этим прекрасным людям, чтение книг в раннем возрасте помогает ребенку не только быстрее освоить речь, но и развить навыки общения, воображение, концентрацию и, в целом, способности к обучению, познанию окружающего мира.
Подробнее
Мы используем файлы Cookie
Чтобы улучшить работу сайта и предоставить вам больше возможностей для его использования. Продолжая использовать сайт вы соглашаетесь с условиями использования файлов Cookie.