Официальный магазин издательства
Корзина
В вашей корзине пока нет товаров

Блог

Когда обучение перестаёт быть развлечением?

Развитие ребенка от 3 до 4 лет – это время Великого Интереса ко всему на свете. Ребёнок изучает мир: семь цветов, главные формы, животных и растения, которые обитают на Земле, понятия «много», «мало», «один» и по одному, правила – дорожные, этические, общественные.

Маленький человек впервые узнаёт главные (и это совсем не шутка) сюжеты – сказки, они же мировой фольклор. Осваивает множество новых слов, позволяющих более точно рассказать, что происходит с его чувствами и телом, что творится вокруг, просто пошутить и поболтать.

Учится сравнивать предметы по конкретным признакам (и наконец осознаёт, в чём соль шутки «путать зелёное и круглое»).

Осваивает более точные движения, которые позволяют заниматься лепкой, рисованием, конструированием, а так же умения ездить на велике, бегать, прыгать и лазить по деревьям.

Начинает понимать книжки и мультфильмы, стихи и песенки лучше, тоньше, чем в самом раннем детстве (а иногда и в зрелом возрасте).

Самое главное: ребёнку очень интересно, как работает Вселенная, в которой он живёт.

Вы знаете, что вкуснее всего на свете? Новая информация

Познавательная потребность – это радость, которую человек испытывает от самого процесса познания. Активное стремление получать новые знания, новую информацию – важный психический процесс, который обеспечивает нашему виду жизнь в самом начале. Человечество просто не выжило бы, если бы в этот период детёнышей не интересовало бы, какие травы ядовитые, а какие – полезные, на каких зверей нужно и можно охотиться, а какие – будут охотиться на тебя, как распознать следы тех и других, запах дыма и приближение зимы.

Ребёнку просто необходимо узнать, как происходит вот это, как устроено внутри вон та штука, зачем нам нужно одно, почему мы не отказываемся от другого (хотя приходится потрудиться), почему иногда приходится использовать третье (ведь мама говорит, что это не очень хорошо)…

Голодный может наесться, испуганный – убежать от опасности, вступить с ней в бой и победить, построить неприступный дом. В отличие от голода и потребности в безопасности стремление получать новую информацию, новые знания потенциально неутолимо. Если бы люди сохраняли его на том же уровне, который обеспечивает нормальное развитие детей 3-4 лет, мы бы знали о мире куда больше, а вокруг были бы сплошные выдающиеся учёные – или, вернее, бесконечно учащиеся (большой секрет: это одно и то же!).

Увы, возрастной период, когда познавательная активность так велика, ограничен. У взрослых она слабее и вместе с тем определённее, конкретнее. Отвечать на бесконечные «почему трава зелёная», «как самолёт не падает, он же крыльями не машет» и «откуда берутся новые дети», им нелегко или скучновато.

И родитель всё чаще использует клише-отмашки: печально знаменитые «вырастешь – узнаешь», «так уж заведено», «жизнь научит». Ну, и самое страшное: «Любопытной кошке нос оторвали, хватит задавать глупые вопросы, про то тебе знать не надо». Это – очень большая ошибка. Пройдёт ещё несколько лет, и мама с папой начнут искать способы вернуть ребёнку утраченное стремление к знаниям, без которого невозможно развитие и обучение. «Марья Ивановна, я всё понимаю, но ведь ему ничего не интересно!»

А ведь дом часто может сделать то, что не под силу никакой школе.

Чтобы подготовить малыша к школе, в дошкольный период важнее всего:

– сохранить ощущение, что учёба – весёлая увлекательная игра, а не тяжёлый и скучный труд (сохранить у ребёнка познавательное стремление);

– научить ребёнка находить новую информацию самостоятельно, дать способы, которые в этом помогут (как вы наверняка догадываетесь, это вовсе не скоростное освоение планшета и смартфона).

Самый главный инструмент познания – речь

А особенности развития детей 3-4 лет таковы, что лучший способ освоить что угодно – это игра.

Учить новые слова, когда задания выглядят как задания, – самая унылая вещь на свете. Это вам скажет любой дошкольник, если словарный запас позволит ему сформулировать такую сложную фразу. «Скучища», например, гораздо проще.

Игра в принцесс – совсем другое дело! Или в машинки. Или изучение глубокого космоса. Или повседневная жизнь фей.

У «Хоббитеки» в разделе Развитие логического мышления есть серия Найди, покажи, сосчитай. Там спрятаны лайфхаки

– по развитию внимания;

– закрепления навыков счёта до 10;

– новая тематическая лексика. Впрочем, задания по изучению новых слов ребёнок в ярких книжках-играх «Феи», «Принцессы», «Транспорт», «Космос» не узнает.

Например, очаровательные Принцессы Сюзи Линн – это более 1200 объектов, собранных в тематические блоки. Пока найдёшь «10 серебряных кубков», «5 сёдел» и «10 подков» на развороте «Привет, лошадки» о королевской конюшне, уж точно запомнишь, что это и как это выглядит. Ну, и спящего котёнка тоже придётся найти (это, конечно, самое трудное). В «Королевской сокровищнице» ищем скипетры, диадемы и рыцарское вооружение. Для отдыха и игр сказочным принцессам (совсем как настоящим) отводится не так уж много времени – всего разворот. Но попробуй-ка отыскать там бильярдные кии, шахматных коней и крикетные биты!

пп3.jpeg

А самое забавное, всё это нарисовано так мило, нежно и вместе с тем подробно, что слово «задание» с этими очаровательными картинками вообще как-то не вяжется.

Или Космос Дж. Джошуа – это вообще… космос. Те же 1200 объектов, среди которых – наверняка незнакомые малышу, придётся разыскивать внутри сюжетов типа «Планета Юби», «Космические бега» или «Нападение инопланетян». Осторожно! Сыграв пару раз в этот «Космос» с другом на скорость, ребёнок не только узнает, как выглядят дроиды, спутниковые антенны, красные гиганты и планеты с системой колец, запомнит выражение «космический взрыв» и «реактивный двигатель», но и рискует полюбить хорошую космооперу.

пп2.jpeg

«Космос» – книжка с очаровательным юмором, где встречаются очень симпатичные косморыбы, черепаховые туканы и загадочные пачки разноцветной овсянки, – учит, что на любой далёкой планете найдётся хотя бы один чудак, который вообще не заметил инопланетного вторжения. И это не менее важно!

Однако запоминание новой лексики – только часть обучения речи (подтвердит кто угодно, кто пытался освоить иностранный язык в любом возрасте). Уметь её применять, строить разговор нисколько не проще. В разделе Академия малыша вы найдёте Развитие речи и мышления. Ложимся спать. Мышонку не спится Елены Киричек. Она написана совсем по-другому, чем книги из серии про фей и космос, но ни одно скучное задание сюда не проникло. Мышонок, Лисичка, Киска и другие симпатичные персонажи занимаются знакомыми и понятными малышу делами – одеваются, рисуют, помогают убирать дом и, конечно, пытаются заснуть, когда сон не идёт. 

пп4.jpeg

В то же время вопросы и темы для обсуждения построены так, чтобы ребёнок учился анализировать то, что происходит с героями книги, и делать собственные выводы. Часть вопросов относится к реалиям жизни самого маленького читателя: какие сапожки он носит, что видно из окна, какая погода сейчас на улице. На каждой странице приведено 10-12 новых для малыша слов. Когда родитель читает книжку вслух, они вплывают в словарный запас совсем незаметно.

В том же разделе есть две другие книги Е. Киричек по развитию речи – Мишка чинит диван и Киска идёт гулять, и это… игры с трафаретами! Но в обеих работает тот же принцип: они помогают осваивать построение диалога через интересную беседу. Так и выглядит развитие детей 3-4 года: занятия больше не на урок, а на размышление о том, почему персонажи ведут себя так или иначе, где ошибаются, а где правы.

В разделе Сказки и истории для детей мы приготовили художественные книжки, которые легко воспримут и поймут малыши 3-4 лет. В их числе – трогательная и смешная Кто живёт под кроватью из знаменитого цикла Э. Энглебера про козлёнка Пуню. Это действительно хорошее средство против ночных страхов ребёнка – и действительно хорошая история.

Там же Котёнок и поросёнок. Похожи как две капли воды, книжка, созданная М. Веститой, рассказывает о том, что внешние различия могут быть совсем не так важны, как кажутся. Об удивительно симпатичных героях и неповторимой манере авторской иллюстрации Веститы (в этот возрастной период картинки имеют особое значение для понимания текста) мы уже писали в блоге.

пп3 (вестита).jpeg

Ребёнок умеет считать до десяти. Этого достаточно?

Оказывается, 3-4 года – возраст, когда знание порядка цифр не может заменить знакомства с главными математическими понятиями. Это форма, величина, количество и операции с ними. Не менее важно умение ориентироваться во времени и пространстве, определять, какой отрезок длиннее, а какой – короче.

Цель раздела Академия малыша  – развитие необходимых ребёнку навыков через игру. Кто из младших дошкольников не любит аппликации и наклейки? Когда из кусочков цветной бумаги на белом листе получается настоящая картинка, это почти чудо. А уж наклейки, кажется, любой ребёнок в этом возрасте готов лепить куда угодно везде, куда родители разрешат, завораживает сам принцип. Волшебная книга с наклейками. Формы. 3-4 года – это 200 наклеек! Представляете? Из них малыш сможет легко и просто составлять аппликации в специальном альбоме. Главное – подобрать наклейку нужной формы, иначе получится некрасиво. Таким образом, знакомство с понятием формы приносит массу удовольствия. В то же время ребёнок учится выполнять ещё одно методическое требование: уметь распознавать геометрические формы в окружающих вещах. Треугольник – в крыше домика или парусе лодки, овал – в нижнем крыле бабочки, круг – в вишенке.

Чуть сложнее книжка К. Пирроди Формы. Моя первая книга Монтессори. Она похожа на предыдущую, но это не просто альбом с наклейками, но и раскраска, и развивашка. Элементы, картинки предстоит вырезать (сохранив нужную форму), раскрасить (а значит, подобрать соответствующий цвет) и наклеить самому. Это требует больше времени, но позволяет запомнить базовые формы и визуально, и «пальчиками» – через тактильную память.

Цикл Пиши-стирай – это многоразовые прописи. Такая книжка-тренажёр помогает разобраться с непростыми темами, не сделав ни одной ошибки. Ну конечно же, любой неправильный вариант можно быстренько стереть, не расстраиваясь, что тетрадь испорчена. К таким тренажёрам относится Который час? Определяем время. На каждой странице – смешные картинки со знакомыми ситуациями: ребёнок просыпается, чистит зубы, завтракает. А вот они с мамой идут куда-то – наверняка в детский сад или на занятия… На больших циферблатах рядом есть цифры, яркие и крупные, не хватает только длинной и короткой стрелок. От них – только едва заметные контуры. Белые прямоугольники рядом – это электронные часы. У них нет стрелок, и время записывается прямо цифрами. Наконец, в специальном поле нужно написать словами, сколько сейчас времени (здесь может потребоваться помощь кого-то из старших).

3fc8952b9105da5ca08d4d00629e0179.jpeg

Нужно выяснить, что значат стрелки и то, что они разной длины. Потом обвести контуры фломастером или карандашом и добавить цифры на электронные часы (если, конечно, ребёнок и родитель согласны в том, сколько времени на картинке). Ручаемся, эта игра поможет ребёнку научиться не только понимать время по часам, но и ориентироваться в распорядке дня!

Для операции с «длиннее-короче» у нас есть ещё один незаменимый помощник – любовь малышей к всевозможным лабиринтам и путаницам. К этому помощнику мы и обратились. Книжки Опасные лабиринты! В стране фантазий и Опасные лабиринты! В мире науки – типичные «шагалки-искалки», которым, кажется, место в приключенческих журналах для дошкольников. 

пп8.jpeg

Но мы разместили их в разделе Развитие логического мышления. Чтобы спасти маленьких беззащитных плюков, затерянных где-то в подземельях, дошкольник вынужден постоянно определять кратчайший путь по лабиринту, ориентироваться в запутанных линиях, определять, выше или ниже находится нужный поворот… Короче говоря, это тоже прекрасные книги-тренажёры.

Новое в блоге

Сторителлинг – умение рассказывать истории

«Фабрика историй», книга молодого чешского педагога Рене Некуды, представляет собой эффективный (и веселый!) тренажер по сторителлингу для детей 6–14 лет (а также их родителей, бабушек и дедушек).
Сторителлинг – умение рассказывать истории – модный нынче прием, но многие считают, что используют его в основном маркетологи и популярные блогеры. Зачем же учить сторителлингу детей?

Подробнее

Рене Некуда

Рене Некуда, автор книги-тренажера по сторителлингу «Фабрика историй».

Подробнее
Мы используем файлы Cookie

Чтобы улучшить работу сайта и предоставить вам больше возможностей для его использования. Продолжая использовать сайт вы соглашаетесь с условиями использования файлов Cookie.

Согласен